1997
году мировая культура отмечала 90-летие промышленного
дизайна – уникального явления, которое соединяет в себе
искусство и технику. Дизайн
делает продукцию массового
производства привлекательной для потребителей и выгодной для
изготовителей.
Умело сочетая конструкцию, материалы и форму таких простых предметов,
как
стакан, или таких сложных, как автомобиль, дизайнеры стремятся сделать
их
недорогими в изготовлении, удобными и безопасными в употреблении,
привлекательными для глаз и приятными на ощупь... Как
это называлось, когда не было дизайна - дикий дизайн,
преддизайн, тотемодизайн, мифодизайн? И развивалось все это согласно
тому
времени, той духовной и материальной культуре. Дизайн
– всего одно понятие, а включает в себя в нашем
сознании: массовый и элитный дизайн, китч, стайлинг, поп-дизайн,
единичный
арт-дизайн, городской паблишь-арт, архитектурный дизайн, промышленный
дизайн,
Web-дизайн, графический дизайн, кустарный дизайн, исторический
футуро-дизайн,
прогностический дизайн будущего, фито-дизайн, коммерческий рекламный
дизайн,
информационный программный и текстовый дизайн, бренд -
дизайн Оформители
и бутафоры украшают свои вещи, но дизайнер - должен
мыслить масштабно и разнопланово, должен наперед представлять как
поведет себя
его будущее творение в своей среде обитания, как оно повлияет на среду
и как
среда уживется с вещью, а главное дизайнер должен придать вещи
максимальную
симпатию к тому человеку или группе людей для которых данное творение
будет
предназначено. Дизайнер обязан сохранить чистоту идеи - функциональную
обоснованность для формы, материала, суперграфики т.е. всех
составляющих. И в
конце концов предугадать необходимость создаваемой им вещи. А что
должен знать дизайнер создавая вещь? Быт, этнографию,
демографическую ситуацию, социологию быта, психологию, физиологию,
медицину,
эргономику, технологию изготовления вещи, свойства материалов,
возможные
инженерные и конструкторские решения, полиграфию.
В этом мире все
соотносится друг с другом и человек воспринимает это на подсознательном
уровне.
Проблема цвета, например, уходит в глубины психологии. В зеленых
комнатах
почему-то простужаются, а ящик, окрашенный в желтый цвет легче поднять,
чем
серый ящик того же веса. Это уже колористика. На
протяжении многих веков предметно-пространственная среда
человека была рукотворной, все предметы, окружавшие его, были
результатом
кропотливого и длительного труда мастеров-ремесленников. Процесс
изготовления
любого предмета являлся не только следованием простой технологической
схеме, но
и священнодействием. Мастер вкладывал в работу свою душу, представления
о мире,
от чего сам предмет наполнялся жизнью. Всё стало иначе, когда на рубеже
ХIХ
в.в. возникла потребность «наполнить жизнью»
предметы массового потребления,
изготовленные промышленным способом. Предметно-пространственная среда
перестала
быть рукотворной, её создают машины. Машинный труд во много раз
превосходит
труд ремесленника, но, вместе с тем, «то», чем
бережно наполнялся предмет в
ремесленной мастерской, невозможно «поместить» в
каждом из тысячи предметов,
производимых машиной.
Возникла необходимость формализации интуитивно творимых ранее действий
по
одушевлению предметов, для того, чтобы, руководствуясь некоей схемой их
можно
было осуществлять в промышленном производстве.
Кустарное производство - ручной труд примитивные орудия труда,
примитивная
технология, малосерийное производство + учитывались все потребности
человека к
вещи: полезность, функциональное совершенство, удобство, красота,
экономическая
целесообразность (дороговизна) Производством бытовых вещей издавна
занимались
ремесленники. Понятно, что ремесленник - не дизайнер. Ремесленник
делает одну и
ту же вещь из одного и того же материала. Вещи получались
индивидуальные,
эксклюзивные, дорогие (при качестве) и производились в малом количестве
(сколько сможет осилить один человек) 6 принципов работы кустарного
дизайнера:
социологический, инженерный, эргономический, эстетический,
экономический,
экологический, архитектурный
Индустриальное производство - С приходом века индустриализации дизайнер
стал
создавать прототипы изделий, которые с помощью машин производили другие
люди.
Практика раннего дизайна была весьма примитивной. Функциональностью и
экономичностью производимой продукции занимались инженеры, а дизайнеры
отвечали
лишь за ее эстетический вид. Оказалось, что дизайнеры должны создавать
прототипы массового машинного производства, предварительно изучив
технологию
современного производства и свойства материалов. Назначению изделий и
простоте
обращения с ними придавали столь же важное значение, как и их внешнему
виду. В
скором времени дизайнерские фирмы стали набирать в штаты
чертежников, модельщиков, инженеров, архитекторов и специалистов по
изучению
рынка. В 1785 г. в Англии начало развиваться индустриальное машинное
производство - специализация, узкопрофессиональный подход, разделение
труда,
потоковость.
Этап дизайна соединил достоинства предыдущих двух этапов. Дизайнер
работает на
промышленном производстве, использует различные материалы и технологии.
Дизайнер связан с массовым производством и с его возможностями. Авторский
дизайн … Дизайн
как профессия возник и сформировался в 20 веке. Но те
или иные его черты и даже характерные проявления встречаются ещё в
самом начале
развития общества. Поиск точной даты рождения дизайна невозможен, но
как
профессия он возник именно тогда, когда его основы стали преподавать с
кафедры,
а выдача соответствующих признаваемых обществом дипломов поставила
специалистов
в области дизайна в один ряд с представителями других нужных обществу
профессий. Сегодня без дизайна современное общество уже не мыслится.
По материалам сайта: http://www.trans-design.ru |